Ребенок не говорит. Что делать?
Подготовила
учитель-дефектолог
Подковырова Н.Н.
1. Ребенок-«молчун» должен находиться под наблюдением врача-невролога.
Первое – к кому должен пойти ребёнок – это доктор: это может быть отоларинголог, педиатр, психиатр, а главное – невролог. Невролог назначает обследование (делается энцефалограмма и проводятся другие исследования). Затем неврологом назначается лечение (ноотропы, витамины для мозга).
2. Необходимо развивать фундаментальные функции и заниматься физическим развитием ребенка. Хорошо развитые моторика и баланс – опора для развития и координации функций, которые формируют навыки устной и письменной речи. Читать далее...
Упражнения артикуляционной гимнастики для детей
Подготовила
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Нестерова О.В.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Читать далее...
Упражнения, способствующие формированию
навыков чтения.
Подготовила
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Нестерова О.В.
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дзорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру. Читать далее...
Как вовремя определить, что у ребенка короткая уздечка языка
Материал подготовила:
учитель-логопед
Нестерова О.В
Среди детей распространена патология строения полости рта в виде короткой уздечки языка, называемая анкилоглоссией.
Часто короткая уздечка языка определяется у новорожденных сразу после рождения, при осмотре в родильном доме.
Патология распознается довольно просто: в норме тонкий тяж, соединяющий язык и нижнюю полость рта, доходит до середины языка, в то время как аномальная уздечка прикреплена к самому его кончику.
Случается и так, что уздечка практически отсутствует и язык срастается с нижней частью рта.
Предпосылки к развитию нарушения
В половине случаев анкилоглоссия диагностируется у детей, чьи мать и отец (или один из родителей) имели подобные проблемы. Патология у эмбриона развивается в материнской утробе в первой половине беременности по причине:
· отсутствия или несвоевременной терапии у будущей матери вирусного заболевания в 1 и 2 триместрах;
· лечения заболеваний антибиотиками;
· работы с химическими реактивами (красками, лаками, растворами);
· частых стрессовых состояний;
· возраста будущей мамы (старше 35 лет);
· неблагоприятной экологии. Читать далее...
Игры с прищепками: ТВОРИМ и ГОВОРИМ
Материал подготовила:
учитель-логопед
Мутовина О.В
«До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М.Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности в воспитывающей среде, предоставляющей материал для формирования практических умений, развития сенсорики и моторики. Причем частью такого материала могут быть повседневные домашние предметы. Очень хорошо подходят для этого обычные пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы.
Безусловно, главная цель использования прищепок в играх с детьми – это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М.М.Кольцовой, «..есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Таким образом в развитии речи детей, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.
Ребенок, играя с прищепками, задействует большой и указательный палец, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. А так же в играх с прищепками у детей развивается речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия. Читать далее...
Говорите разборчивей – дизартрия.
Материал подготовила:
учитель-логопед
Подковырова Н.Н.
Речь предназначена для общения. Однако, чтобы передать смысл того, о чём говорится, речь должна быть разборчивой. Это не так просто, как кажется. Для этого прежде всего нужно, чтобы мышцы органов артикуляции были достаточно сильными и подвижными, т.е. тренированными, наработанными. Если мышцы органов артикуляции оказываются неподготовленными к речи, то возникает речевое нарушение, называемое дизартрией.
Общим признаком дизартрии является неразборчивая речь, т.е. нечёткое произношение звуков, слов, фраз. Ограничен в движениях прежде всего основной орган артикуляции – язык. Он становится неловким. Затруднены движения других частей речевого аппарата: губы плохо выдвигаются вперёд, не растягиваются в достаточной мере в «улыбку», маленький язычок в глубине рта (нёбная занавеска) провисает и не закрывает во время речи проход в нос. Воздух, который необходим для речи, при таком положении нёбной занавески утекает через носовую полость. Это влечёт за собой носовой оттенок речи (гнусавость). При дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряжённым или же, наоборот, очень тихим, слабым. Для дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонаций.
Речевые нарушения не являются изолированными. В основе их лежат двигательные расстройства, расстройства эмоционально-волевой сферы, фонематических процессов. Речевые нарушения коррегируются с разных сторон. Читать далее...
Логопедическая служба моей дошкольной организации
В марте 2016 года прошло награждение победителей городского смотр-конкурса «Логопедическая служба моей дошкольной организации».
Конкурс проводился на уровне городского методического объединения педагогов коррекционного образования Северного административного округа города Оренбурга.
Конкурс способствовал:
- совершенствованию логопедической помощи детям в образовательных учреждениях города;
- обобщению и систематизации творческой деятельности логопедов;
- распространению положительного опыта логопедов-новаторов;
- стимулированию педагогического труда.
Наши логопеды Нестерова Ольга Владимировна и Мутовина Оксана Викторовна победители конкурса в номинации «Лучшая логопедическая служба в дошкольной организации комбинированного вида».
Игры на внимание
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий связной речи.
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
1. «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
2. «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
3. «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
4. Игра "Кто, что делает?"
Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову (кошка, воробей, машина, дерево...). Кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...,
машина - едет, гудит, везет грузы...
5. Игра «Цепочка слов»: назвать слово со звуком (а), которое находится справа от тебя
Развивайте ребенку ориентацию в пространстве: «Назови, что находиться слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».
Игра «Из чего какое?»: Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.
Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.
Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку. Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз и т.д.»
«Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
Игра «Большой-маленький» Стол – столик, рука — ?.. (ручка), язык — ?..
Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы, затем сложнее. Ребенок слушает и старается его воспроизвести.
Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «и наутёк», что такое «харчевня», «изгородь» и т. д.
Картотека игр на внимание | скачать |
Раннее обучение детей чтению.
Материал подготовила:
учитель-логопед
Подковырова Н.Н.
Проблема раннего обучения детей чтению актуальна и дискутируется на протяжении многих лет. Система раннего развития ребёнка, в том числе и обучение чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на неё не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребёнком, профилактики и коррекции речевых нарушений.
В три года ребёнок владеет достаточно широким кругом представлений об окружающем мире. Малыш хорошо ориентируется в окружающей среде (дома, на дворе, в группе и на участке детского сада), знает наименование многих предметов и объектов, некоторые их признаки, а также назначение (для чего? ) и функциональные возможности ( как пользоваться ?) предметов, находящихся в поле его активной деятельности. Однако накопленные представления о мире ещё не прочно закреплены в сознании ребёнка. Он недостаточно разбирается в отношениях и связях между наблюдаемыми предметами, объектами и явлениями нашего мира.
Расширять просторы познавательной деятельности малышу не позволяют ограниченные возможности, связанные с темпами развития головного мозга и несовершенством познавательных (психических) процессов. Ребёнок в данном возрасте познаёт по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю» в соответствии с наглядно-действенным мышлением. «Вижу» и «действую» - необходимые составляющие познавательного развития трёхлетнего ребёнка. Именно это, с одной стороны, позволяет ему постигать большое количество информации, а с другой стороны, ограничивает его познавательное поле. Спасает маленького ребёнка в его познавательном порыве удивительная особенность – возможность эмоционально постигать мир.
Наблюдая за детьми, мы видим, что их жизнь наполнена эмоциями: чему-то они радуются, а что-то их огорчает, какими-то предметами им нравится манипулировать, а какие-то они упорно отвергают. Таким образом, начинают формироваться не только первые представления о мире, но и отношение к постигаемому содержанию. И колоссальная роль здесь принадлежит вам, уважаемые взрослые, так как отношение малышей к предметам, явлениям, событиям окружающего мира складывается под влиянием близких людей и педагогов. Поэтому в общении с детьми важны эмоциональные искренние проявления окружающих взрослых.
Дети очень любят учиться, но учение должно быть без принуждения, в игровой форме. Игру нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. У него не должна иссякать жажда познания. Прежде чем говорить о раннем обучении чтению, уточним, что мы понимаем под чтением.
Изучаем геометрические фигуры
Материал подготовил:
дефектолог Шатских М.М.
С наступлением теплых деньков дети много времени проводят на улице. Здесь существует огромное количество игр. Рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав у малышей. Никогда не устаревают классики, просто рисование различных рисунков. Однако можно совместить приятное с полезным. Если вы с ребенком изучаете дома геометрические фигуры, то знакомство с ними можно продолжить и на улице. Что ж это за игры?
1. Изучаем круг. Нарисуйте круг. Из него можно сделать массу интересных вещей – часы, мячик, мордашки эмоций. Обратите внимание ребенка на то, что у круга нет углов (поэтому мячик легко катится). «Нанижите» бусинки-кружочки на нарисованную ниточку. Начните рисовать бусы для бабушки, предложите ребенку продолжить. Можно сочетать с изучением цветов. Рисуйте разноцветные бусинки, поиграйте в игру продолжи ряд – взрослый рисует красную, синюю, белую бусинку, а ребенок продолжает рисовать цветную цепочку в том же порядке. Рисуйте пуговицы с разным количеством дырочек, сравнивайте их, находите одинаковые. Дальше можно нарисовать кофточку и предложить малышу «пришить» пуговицы. Еще нарисуйте плодовое дерево, а малыш дорисует яблоки. Считайте ваши яблочки, говорите о том, какие находятся выше, какие ниже, справа, слева и т.д.
2. Изучаем овал. Нарисуйте овал, скажите ребенку, что это дупло, а он белочка. Пусть попрыгает из одного дупла в другой. Прыгать можно в дупло, из дупла. Заодно проговаривайте, что малыш внутри или снаружи. Можно разукрасить овалы. Предложите ребенку прыгнуть в красное дупло, в синее, позже не в красное и не в желтое (малыш должен сообразить в какое). Овалы сделайте разного размера. Теперь можно усложнить задачу: «Прыгни не в синее и не в маленькое дупло. Прыгни в дупло, которое слева от желтого» и т.д.
3. Изучаем треугольник. Скажите крохе, что треугольник – это платочек. Но он у нас некрасивый. Предложите его разукрасить. И рисуйте на нем все, что хотите. Если рисуете различные геометрические фигуры, то расскажите малышу, что они находятся внутри треугольника. Из нескольких треугольников нарисуйте елку. Их можно сделать много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний, маленький). Еще пусть треугольник превратится у вас в гору. Изучаем понятия вершина и подножье горы. Предложите малышу пальчиками дойти до самой верхушки – чем вам не пальчиковая гимнастика?
4. Изучаем квадрат. Теперь квадраты – это клетки для животных в зоопарке. Расселите туда животных. Можно нарисовать их, а можно и посадить выдуманных (палочки, веточки, листики, камешки). Еще поиграйте в игру «Робот». Нарисуйте ряд квадратиков. Предложите малышу быть роботом – он будет выполнять ваши команды: « Вперед на один квадратик, назад на два квадратика, влево на один». Потом поменяйтесь местами.
5. Изучаем прямоугольник. Нарисуйте многоэтажный дом. Обязательно проговаривайте название фигуры. Скажите, что дом прямоугольный, а крыша треугольная. Можно нарисовать в этом доме окошки разной формы. Поселите в квартиры жильцов (палочки, листики, все, что угодно). Посчитайте, сколько этажей в вашем доме. Пусть ребенок найдет того, кто живет под прямоугольником, выше квадрата, между двумя овалами, слева от трапеции, справа то круга и т.д. Можно нарисовать несколько домов – это будет город, нарисуйте дороги, светофор. Смотрите, какой формы различные предметы. Пусть по вашим дорогам ездят игрушечные машины, ходят куклы-пешеходы. Еще один вариант игры с прямоугольником – представить, что это ковер-самолет. Скажите ребенку, что он волшебный. А для того, чтобы он мог лететь, его нужно разукрасить. Еще можно предложить другим геометрическим фигурам покататься на ковре-самолете. Пусть малыш «посадит» их.
6. Изучаем трапецию. Расскажите малышу, что трапеция – это мостик через реку. Нарисуйте трапеции разного размера и реки разные (широкие, средние, узкие). Предложите малышу подобрать к каждой реке свой мостик. А когда задание успешно выполнено, покатайте по мостам машины. Еще можно одеть куклу, причем одежда должна быть из геометрических фигур. Например, кофта – прямоугольник, юбка – трапеция. Третий вариант: трапеция – это снежная горка. Покатайтесь на санках (листике) с горы, а пассажиры – пальчики малыша.
7. Изучаем линии. Проведите прямую линию, пусть малыш продолжит ее рисовать. Нарисуйте прямоугольник (это будет забор), пусть кроха проводит вертикальные линии – рисует дощечки забора. Верхушки – небольшие треугольники. Волнистая линия – волны на море. Отличный способ поговорить о морских жителях и растительности.
В данные игры можно играть не только на улице, но и дома с карандашами, фломастерами, красками. Приятных вам игр и интересного изучения геометрических фигур!
Как запомнить графическое изображение цифр | просмотр |
Правила общения с ребёнком с нарушением внимания | просмотр |
Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал подготовила:
Учитель-логопед
Нестерова О.В.
Уважаемые родители! С целью уточнения понимания предлогов в речи ребенка рекомендуем вам для домашних игр такие задания:
1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребенок должен показать соответствующую картинку.
2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями взрослого. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: «Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал», «Положи ручку на книгу, в книгу, под книгу», «достань игрушку из шкафа, из-под шкафа» и т.д.
3. Упражнение на дифференциацию предлогов ( В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА). На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой коробки. По просьбе взрослого ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый:»Возьми, карандаш, который лежит В коробке (на коробке, около)».
4. Игра «Правильно подними карточку».
Взрослый называет словосочетания с предлогами (напр.,с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Ребенок поднимает карточку с соответствующей схемой предлога.
Читать далее...
Логопедические домашние задания "Не скучай-ка"
(на летний период)
для детей старшего дошкольного возраста
Поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей воспитателей, логопеда и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.
Уважаемые родители, Вашему вниманию предлагаются игры и задания, которые позволят ребенку в летний период повторить накопленные за учебный год знания. Все игры тематически направлены на летнюю жизнедеятельность, поэтому, в некоторые из них вы сможете поиграть и на природе, и во дворе, и на даче.
Рекомендации к выполнению:
- выполняйте задания с хорошим настроением;
- время выполнения заданий 15-20 минут 2-3 раза в неделю;
- если при проговаривании ответа на ваш вопрос, ребенок делает ошибки при звукопроизношении или неправильно согласовывает слова в предложении, то обязательно исправьте его, назвав правильно слово или все предложение (проследите, чтобы ребенок повторил за вами правильный вариант ответа!)
- хвалите ребенка при каждом удачном выполнении задания.
«Пальчиковая гимнастика для детей»
Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи
Пальчиковая гимнастика для детей.pdf
| |||||
| |||||
Материал подготовила: Нестерова О.В.
учитель-логопед Развитие связной речи детей с ОНР в детском саду осуществляется, как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. Учебная и вне учебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями, включает коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. Сейчас я предлагаю вам, родители, развивать речь своего ребенка вместе с нами. Представленные игры не только помогут вашему ребенку в овладении грамотной речью, но так же вызовут волну радости в общении. «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки. Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя её. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка. Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трёх-четырёх. «КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ» Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу. Оборудование. Флажки, значки. Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков. Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия. «ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?» Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их. | |||||
| ||||||
| ||||||
Материал подготовила: Нестерова О.В.
учитель-логопед Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, "пока еще не поздно"? В этой статье я постараюсь рассеять некоторые ваши сомнения на этот счет. Однако, помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно проконсультированы детским психологом и логопедом. Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка. 3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. 4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. 5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса. 6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. 7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. 8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. 9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки". 10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. 11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации. 1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя"). 1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке. 1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. 1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов. 2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. 2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л. 3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. Продолжаем разговор о развитии речи ребенка в норме.
Напоминаю, что дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, и должны быть обязательно проконсультированы детским психологом и логопедом. 4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. 5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. |
| ||||||
| ||||||
Материал подготовила: Мутовина О.В.
учитель-логопед Вы думаете, что подготовка ребенка в школу – это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца и школьной формы? В какой-то степени – да. Но это завершающая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подготовите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе. А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифровывая их самостоятельное письмо: 1) пропуски букв, и даже слогов в словах из пяти-шести букв («коша» — кошка; «дево» — дерево; «цыпенок» — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — «све»; он — «но» ) З) замены букв: «солныско» — солнышко; «ключок» — крючок; «самок» — замок; «пабушка» — бабушка; «котка» - кошка;«тетушка» — дедушка; «майчик» — мальчик и т. д. Больше того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным. А почерк? Что за почерк! Курица лапой писала! Все это не недосмотр учительницы первого класса, а неумение родителей подготовить своего ребенка к обучению в школе в целях предупреждения неграмматических ошибок в письме семи - восьмилетнего человека. Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности? Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуативной бытовой речи. Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети: к пяти- шести годам еще не овладели верным произнесением всех звуков родного языка.. Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только звуков «л», «р», но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч); отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, нои твердых и мягких д-дь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом—дём, дождь- дёждь, бабушка- бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто. | ||||||
| ||||||
| ||||||
Материал подготовила: Нестерова О.В.
учитель-логопед В занимательной и игровой форме можно проводить закрепление звуков, поставленных логопедом, дома. Предложенные вам упражнения способствуют более быстрому овладению ребенком правильной речи. Сказка, в которой живет звук (С).
Взрослый и ребенок сидят перед зеркалом. Взрослый предлагает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот-это домик, а губы-двери. А кто живет в домике? Язык. Для чего нам нужны губы и язык? С помощью губ и языка мы произносим различные звуки. Взрослый: Все звуки должны жить в домике. Но не все звуки могут туда попасть, как у тебя, например звук (С). Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в волшебную сказку, где живет звук (С). Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возьмем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умет правильно и красиво говорить и тебя может этому научить. Трудно отыскать звук (С), придется нам с ним поиграть. Игра: «Поймай звук». Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук (С). Звуки: С, В, К, М, С, Л, С, К, Н, С. Слоги: КО-СО-НО-СУ-НУ-ЛЫ-МЫ-СЫ. Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста. Пальчиковая гимнастика: Со Старичком Звуковичком, Мы пойдем по сказке звуков. Нам преграды нипочем, Не боимся злых мы духов. Будем с язычком дружить, И с воздушной струйкой тоже. Ну а звуки говорить, Старичок нам всем поможет. А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть. Подуй на свою ладонь, на вертушку. Упражнение на дыхание. «Потянем ниточку». Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта. | ||||||
| ||||||
| ||||||
Материал подготовила: Нестерова О.В.
учитель-логопед Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств. Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них. | ||||||
| ||||||
| ||||||
Материал подготовила: Мутовина О.В.
учитель-логопед Важнейшее условие правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание существенно отличается от обычного жизненного дыхания. Жизненное дыхание непроизвольно: вдох и выдох осуществляется через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. Речевое дыхание - во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от воли человека, от смысла и направленности высказывания. Если обращаемся к человеку, стоящему далеко от нас, то "посылая звук", соответственно удлиняем выдох и усиливаем работу голосовых связок. Таким образом, правильное речевое дыхание (дыхание в процессе речи) и четкая и, ненапряженная артикуляция являются основой для правильной речи. Предлагаю вашему вниманию систему упражнений , направленных на развитие речевого дыхания у детей. При выполнении упражнений важно следить за тем, чтобы дети не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. При выполнении упражнений важно следить за тем, чтобы дети не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. | ||||||
| ||||||
| ||||||
Материал подготовила: Нестерова О.В.
учитель-логопед По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей и подростков растет, в связи с чем актуальность этой проблемы принимает глобальный характер.Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, логопедов и педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет выявлять и корректировать миофункциональные нарушения в самом раннем возрасте. Являясь педагогической наукой, логопедия занимается изучением дефектов и устойчивых расстройств речи, преодолеваемых с помощью специалистов. Тесная взаимосвязь логопедии с такими медицинскими дисциплинами, как развитие челюстно-лицевого скелета, строение и функционирование органов дыхания, стоматология, оториноларингология, дает возможность эффективно проводить коррекцию речевых нарушений. Отсюда возникает необходимость тесного взаимодействия работы логопеда с перечисленными медицинскими работниками с целью улучшения качества оказываемой им профессиональной помощи, а также для своевременного выявления нарушений в строении артикуляционного аппарата, требующих специального медицинского вмешательства. Правильное развитие речи возможно при нормально сформированных функциях речевых органов, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение). Зачастую логопед является тем первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными отклонениями, поскольку нарушения функции речи, обусловленные этими проблемами, для родителей наиболее очевидный и значимый аспект задержки развития ребенка. При выявлении подобных отклонений очень важно разъяснить родителям комплексную первопричину нарушений, а не только исключительно речевую проблему, и своевременно поставить ребенку правильный диагноз, для чего может потребоваться консультация ортодонта, хирурга-стоматолога и отоларинголога. Знание логопедом особенностей артикуляционного аппарата, в том числе роста и строения зубочелюстной системы, характерных для определенных возрастных периодов развития ребенка, помогает своевременно выявлять факторы риска возникновения аномалий прикуса и соответственно причины механической дислалии. Как правило, факторы риска формирования подобных нарушений закладываются у ребенка в самом раннем возрасте, в период так называемого молочного (или временного) прикуса и закрепляются в виде вредных привычек, дисфункций и парафункций, связанных с работой мышц приоральной области, влияние которых на формирование зубочелюстно-лицевой системы особенно значимо. | ||||||
| ||||||
| ||||||
Материал подготовила: Нестерова О.В.
учитель-логопед Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция). В зависимости от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений. • — Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука. • — При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога. • — При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача). • — Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы. • — Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром. • — Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения. • — В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания. • — Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения проконсультируйтесь у логопеда.. • — Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения. • — Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что у ребенка нарушен слух. Нельзя недооценивать роль речевой функции на формирование ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма. |
Наши новости
08.07.2023
© 2020 МДОАУ д/с № 171
Контактная информация
Адрес: Россия, 460050, г. Оренбург, ул. Ноябрьская, 50
Телефон: (3532) 431-171